Поломничество к святому Серафиму Саровскому

Саровская пустынь и её святыни

На 100-летие Свято - Троицкого храма губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачёв и вице-губернатор Галина Дмитриевна Золина решили детям Воскресной школы нашего храма сделать два подарка: летний - поездка во Всероссийский детский центр «Орлёнок»: 20 учащихся нашей Воскресной школы в августе уже отдохнули в этом замечательном детском лагере. Но осеннего подарка все ожидали ещё с большим трепетом и благоговением - это поездка в четвёртый удел Пресвятой Богородицы в Свято - Троицкий Серафимо- Дивеевский женский монастырь.

Две паломнические группы взрослая (20 человек) и детская (38 детей) по благословению епископа Стефана Тихорецкого и Кореновского 5 октября в 8 часов вечера, отслужив молебен, отправились в путь.

6 октября утром мы приехали в Задонский Рождество- Богородицкий монастырь, где помолились на литургии и приложились к мощам Святителя Тихона Задонского.

В этот же день вечером мы прибыли в Дивеевский монастырь, разместились в « Доме паломника». Заботливые матушки благочинная м. Екатерина и м. Людмила приложили все усилия, чтобы пребывание в монастыре запомнилось детям. А по другому- здесь быть и не могло. Благодать этого места трогает самые черствые сердца. Но у детей все по- своему, они оказались в монастыре, не как в гостях, а как у себя дома. С радостью молились на службах и акафистах, (хотя службы в монастыре очень долгие), погружались в холодные источники прп. Серафима Саровского, св. целителя Пантелеимона, старинный источник Казанской иконы Божией Матери, ходили на Канавку Пресвятой Богородицы, читая по чёткам « Богородице Дево, радуйся…», прося у Божией Матери о самом сокровенном. И было удивительно смотреть, как наши озорные весёлые ребята вдруг становились сдержанными и сосредоточенными. О значении Святой Канавки Преподобный Серафим говорил: « Кто Канавку эту с молитвой пройдёт, да полтораста Богородиц прочтёт, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Идти по той тропе, где шествовала Пречистая Пресвятая Дево, идти по Её следам - это значит вступить в сферу небесной славы, чувствовать себя под непосредственным покровом Небесной Владычицы. И интересно было то, что матушки монахини всегда везде и приглашали детей на послушания, и не смотря на плотный график, никто из ребят никогда не отказывал, урывая время от отдыха, бежали и чистили картошку, помогали в теплице и на цветочных клумбах, переносили коробки, укладывали ягоды облепихи в банки и т.д. И матушки попросили написать список детей, чтобы молиться об их здравии и благополучии. Девочек ещё пригласили и на следующее лето, кто желает, приехать и потрудиться во славу Господа.

9 октября в 12 часов мы с тихой радостью и с желанием обязательно вернуться на это святое место покидали монастырь, а впереди нас ожидал город Муром с его святынями. В Свято- Троицком Женском монастыре мы приложились и святым мощам небесных покровителей честного супружества- св. благоверным Петру и Февронии, а в Спасо- Преображенском монастыре – помолись у чудотворной иконы Скоропослушницы и все приложились к частице мощей Св. Ильи Муромца, с особым трепетом прикладывались юноши, большая часть из них посещает школу выживания и занимается рукопашным боем.

10 октября после полудня наш автобус прибыл в Новодонецкую, где уже детей ожидали родители. Все полные впечатлений, благодати были рады вновь вернуться под своды родного храма и поблагодарить Господа за Его неизреченные милости.

Ефименко Т.А., учитель ОПК МБОУ СОШ №8 пос. Бейсуг


Пятиглавый храм в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный Источник", находившейся в нем, был возведен на месте самого первого храма Саровской обители. Отделка храма была завершена в 1846г.
пожертвованной Государем Николаем 2. Над ракой была установлена величественная сень и повешены драгоценные лампады. Устройство раки отличалось строгой красотой. Сама рака была каменная, в память моления старца Серафима на камне в Саровском лесу. Сделана она была из "вазелемского" мрамора желто-серого цвета, вся кругом украшена резьбою с красивым орнаментом и надписями о главных событиях из жизни Преподобного, без шлифовки и позолоты, в напоминание убогой простоты Старца и отречения его от благ мира. Крышка раки была серебряная, в виде рамы, в которую вставлено под стеклом иконописное изображение преп. Серафима, лежащего во гробе. В раку был вставлен дубовый гроб-колода, в него кипарисовый гроб со святыми мощами. Четыре базы и на них колонны из киевского лабрадора поддерживали сень над ракой, которая имела вид часовни  со стрельчатой кровлей, в старинном владимиро-суздальском стиле. Сень из позолоченной бронзы увеличивалась пятью луковичными главами.
братском одноэтажном келейном корпусе. Здесь он сподобился видеть Пресвятую Богородицу в день Благовещения 25 марта 1831 года, здесь он мирно почил о Господе 2 января 1833 года. Чтобы выделить Серафимову келью среди других, появился замысел построить над ней храм, который бы накрывал келью сверху. 
В глухом Саровском лесу, в двух верстах от монастыря, на огромном камне в течение 1000 ночей старец Серафим коленопреклоненно молился перед иконой Святой Троицы. Днем же он продолжал свой подвиг на малом камне, который был у него в келье Дальней пустыньки. После смерти преп. Серафима камень был расколот на части. Осколки от него разошлись по всей России. Впоследствии на месте первого камня установили другой, похожий на прежний. Над ним была сооружена красивая деревянная часовенка с резными столбами. В настоящее время над камнем стоит сень, установлен большой крест. 
В 1845 году на месте источника уже стояла часовня, что можно видеть на земельном плане того времени. Часовня была деревянная и неоднократно перестраивалась и обновлялась. Местные жители поддерживали ее до 1939 года, когда она была разрушена советскими властями. В 50-е годы часовня на короткое время была восстановлена, чтобы затем вновь подвергнуться разрушению.
несшим службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: "Дедушка, что ты здесь делаешь?" - старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода. Произошло это в 60-е годы XX века на берегу реки Сатис. Так батюшка Серафим перенес свой источник из Сарова к доступному для всех верующих поселку Цыгановка. 

Возврат к списку

Саровская пустынь была замечательным памятником монастырского зодчества 17-20вв. В строениях храмов наблюдалась удивительная легкость, красота и устремленность ввысь. Паломникам открывалась чудная картина белых церквей с сияющими золотыми куполами в окружении исполинского соснового леса. Корпуса, в которых жила братия и размещались гостиницы, образовывали ограду. 

Стройный столп колокольни высотой около 81 метра отличается особенным изяществом. В первом ярусе колокольни находилась библиотека, во втором - церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Радостный и могущественный звон разносился по всей округе...

Рядом находился главный храм пустыни - величественный Успенский собор. Первоначально он был построен как небольшой храм простой архитектуры. Затем к 1777г. из него устроили алтарь и ризницу и пристроили большой собор. "Сей дом Отец созда, сей дом Сын утверди, сей дом Дух Святый обнови и прослави" - таким изречением был украшен фронтон собора. Храм отличался роскошью и художественностью, а также богатой церковной утварью. Над средними Царскими вратами находилась храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы.

С именем преп. Серафима связана больничная церковь препп. Зосима и Савватия Соловецких. Она была построена на месте кельи Преподобного, где он болел три года и получил чудесное исцеление после явления Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Церковь строилась вместе с больничными корпусами. Для нее преп. Серафим, тогда еще молодой послушник Прохор, собственноручно изготовил кипарисовый престол. Окончательно вид церковь получила в 1849г.

Церковь св. пророка Иоанна Предтечи была построена внизу, под горой. Основанием храма служила огромная каменная арка, под которой находился источник с чистой водой. По водопроводу она расходилась по всем помещениям монастыря. Храм был построен в стиле классицизма и отделан в 1893г. К источнику для водоосвящения совершались крестные ходы.

Напротив южных дверей Предтеченского храма находился вход в саровские пещеры, построенные еще до основания монастыря. Особенное чувство благоговения и трепета охватывало посещавших сокровенные жилища первых насельников обители. В середине была устроена церковь во имя препп. Антония и Феодосия и прочих Киево-Печерских чудотворцев.

До наших дней сохранилась церковь Всех Святых на монастырском кладбище. Она построена в стиле классицизма в 1832-1834гг. и расписана художниками арзамасской школы Ступина в католическом стиле.

Рака с мощами преподобного Серафима.

В Успенском соборе покоились святые мощи Серафима в раке,

Часовня над могилой преподобного Серафима.

Могила преп. Серафима находилась в красивой светлой часовне, примыкавшей к алтарю Успенского собора. Стены часовни представляли собой рамы с разноцветными стеклами. Внутри помещалась икона явления Пресвятой Богородицы о. Серафиму в день Благовещения, а также изображение кончины Старца. На северной стороне часовни было изображение преп. Серафима, кормящего медведя. По лестнице спускались в небольшую пещеру и прикладывались ко гробу, сделанного самим Преподобным, в котором он был похоронен. В часовне стояли два памятника - старцу Серафиму и Марку-молчальнику. После закрытия монастыря место захоронения преп. Серафима не сохранилось. 

Монастырская келья преподобного Серафима в храме, освященном в его честь.

Монастырская келья, в которой начиная с 1810 года Старец провел 17 лет в затворе и где принимал своих многочисленных посетителей, была в

К 1890 году были собраны средства на постройку храма, а построили его только к 1903 году. Освящение состоялось 21 июля, во время Саровских торжеств в честь преп. Серафима.

В храме был установлен простой по форме иконостас. Келья как дорогое сокровище находилась внутри храма. В 1908 году над ней была установлена бронзовая кувуклия-шатер. В келье была восстановлена обстановка, бывшая при жизни преп. Серафима, и хранились некоторые его вещи.

Дальняя пустынька преподобного Серафима.

Это святое место находилось в пяти верстах от обители, на берегу реки Саровки, на возвышенном холме среди соснового бора. Сюда на пустынножительство пришел преп. Серафим в 1794 году и провел уединенно 15 лет в строгом посте, молитве и чтении Св. Писания.

Келья состояла из комнаты с печкой, сеней и крылечка; под полом находилась сложенная из кирпича пещера 3 аршина шириной, куда Старец уединялся для молитвенного подвига. Близ пустыньки были гряды огорода и забор. Пчельник приносил Старцу хороший мед. После смерти преп. Серафима келью с Дальней пустыньки перенесли в Дивеево, в алтарную часть церкви Преображения Господня. К Саровским торжествам 1903 года бревенчатая келья на Дальней пустыньке была восстановлена и место благоустроено. После закрытия монастыря в 1927 году все было разрушено, но люди приходили на святое место, несмотря на запреты властей. В 1990 году здесь была поставлена деревянная часовня, а в 2000 году - каменная, рядом в лесу  был установлен памятник преп. Серафиму работы скульптора В.М.Клыкова.

Ближняя пустынька и источник  преподобного Серафима.

Ближняя пустынька была устроена в конце жизни Преподобного, когда ему стало трудно ходить к Дальней. В ней он с 1825 года принимал многочисленных посетителей со всей России. Множество чудес совершилось здесь по его молитвам. Неподалеку от Ближней пустыньки батюшка Серафим беседовал со своим духовным другом Николаем Александровичем Мотовиловым о цели христианской жизни.

До самой своей смерти преп. Серафим принимал здесь страждущих, врачевал духовно и телесно, наставлял ко благочестию и спасению. 

В 1825 году Преподобному явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова и ударила жезлом о землю, и из нее искипел источник чистой воды. Царица Небесная обетовала, что воды его будут целебнее Вифезды Иерусалимской. Именно здесь стали совершаться многочисленные чудесные исцеления.

Св. источник находился недалеко от Ближней пустыньки. К Саровским торжествам 1903 года над Серафимовым источником была сооружена часовня, украшенная иконами и картинами, под горой сделали просторную купальню. В настоящее время на месте Ближней пустыньки установлен деревянный крест. Рядом - большой памятный камень, на нем табличка с надписью, что это место в 1903 году посетил Государь Николай 2.

Место моления преподобного Серафима на камне.

Святые источники в Дивеево

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Дивеево. Старинный.

Источник находится на окраине села Дивеево за Голубиным оврагом близ поселка Северный, рядом с Казанской деревянной приходской церковью.

Полагают, что это древнейший из почитаемых источников в Дивееве и относится ко временам мурзы Дивея, владевшего здешними местами в 16 столетии.

По описаниям, последняя часовня была высокой, со множеством икон на стенах. В центре ее находился сруб-источник. По желобу, установленному в срубе, вода вытекала из часовни. Здесь купали больных детей, брали воду из ведра и обливались. Когда часовню разрушили, иконы раскидали по полю. Еще до этого случая, в 1933 году местный житель обрел близ источника вмерзшую в лед Казанскую икону Божией Матери. В 1943 году эта икона чудесным образом обновилась.

В 1991 году над источником была возведена часовня и купальня, вновь затем перестроенные в 1997 году. В источнике часто совершается Таинство Крещения, по причине близости к Казанской деревянной церкви.

Источник Матушки Александры в селе Дивеево. Новый.

Это ближайший к монастырю источник. На Богоявление, в праздник иконы Божией Матери "Живоносный Источник", Преполовение Пятидесятницы и иные праздники сюда совершаются крестные ходы и освящается вода. Известны случаи исцелений после купания в этом ключе. Прежде здесь был родничок, в котором купались дети. После устройства плотины в начале 60-х годов и затопления старинного Ближнего источника Матушки Александры, его название перешло на этот маленький ключ и теперь если вы будете искать Александровский источник, то вам укажут на этот родник.

Источник в честь Иверской иконы Божией Матери в селе Дивеево. Новый.

Нынешний источник Иверской иконы Божией Матери появился совсем недавно. Раньше на этом месте было несколько небольших разрозненных ключей, и люди, чтобы напиться и умыться, руками разгребали землю, постепенно их углубляя. По рассказам старожилов, в середине 70-х годов здесь увяз трактор, а когда его вытащили, то в образовавшуюся яму стала собираться ключевая вода.

Несколько лет назад над источником устроили каменную купальню. Вода из этого источника обладает целебной силой, особенно помогает страждущим недугом беснования.

Источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка.

Наибольшей известностью среди Дивеевских источников в наше время пользуется источник на берегу реки Сатис около деревни Цыгановка, у хутора Хитрый. Но строго говоря, это не Дивеевский, а Саровский источник, так как расположен в Саровском лесу, освященном подвигами преподобного Серафима. Теперь слава Сарова перешла к Дивееву, подобным образом и этот источник вместе с Сатисским стали относить к Дивеевскому кругу источников.

История существующего источника батюшки Серафима такова. Солдатам,

Поток паломников на этот источник с каждым годом растет. Православные приезжают сюда молиться об исцелении болезней душевных и телесных. Многочисленные случаи помощи Божией у источника Серафима Саровского укрепляют веру народа и привлекают еще большее число страждущих.

Источник Преподобного Серафима Саровского близ поселка Сатис.

Источник Преподобного Серафима Саровского близ поселка Сатис не столь знаменит, как остальные. Известно о нем лишь немногим, в основном жителям поселка Сатис, Сарова и Дивеева. Расположенный на берегу реки Сатис, он не отличается особым благоустройством. Людей на нем бывает меньше, чем на других источниках, но приходящие сюда сердечно хвалят воду, почитая ее целебной. Время его появления относится, также как и у Цыгановского источника, ко времени закрытия старинных источников в Сарове.

Источник находится в том же лесу, где подвизался в своих бесчисленных подвигах Святой Саровский старец, поэтому, естественным образом, приходящие связали его название с именем великого подвижника Преподобного Серафима.

Где переночевать?

Найти ночлег в Дивееве просто: в паломническом центре вам порекомендуют гостиницу или частника, разместиться у последнего можно за 300-500 рублей с человека, в зависимости от условий, в гостинице — от 1000 за одного (при размещении в двойном номере). Часы работы центра: ежедневно с 8.00 до 21.00. Телефон/факс: (83134) 4-34-45. E-mail: palomnik@sinn.ru

В Суздале остановиться можно в одном из бревенчатых домов, превращенных местными жителями в домашние мини-отели — «гостевые избы», или в одной из бывших советских гостиниц, существенно подтянувшихся за частниками и с точки зрения комфорта, и с точки зрения цены. И там и там двойной номер обойдется примерно в 2 тыс. рублей. Адреса мини-отелей можно найти в интернете.

В Муроме есть несколько гостиниц, предлагающих свои услуги по крайне высоким ценам. При Спасо-Преображенском монастыре существует паломнический центр и гостиница. Найти ее можно по адресу: ул. Лакина, д. 1. Подробности по телефону (49234) 3-14-76.

Расписание богослужений в Троицком соборе Дивеевского монастыря

 Ежедневно: 7.00 — молебен с акафистом преп. Серафиму; 7.45 — общая исповедь; 8.00 — Параклис; 8.30 — Литургия. Всенощная начинается 17.00, через час после окончания службы — крестный ход по Канавке.