Свято-Троицкий храм в станице Новодонецкая, социально-просветительская деятельность

1.jpgВ конце августа группа воспитанников Воскресной школы Свято-Троицкого храма ст. Новодонецкой совершила традиционный и ставший любимым поход на плато Лаго-Наки. В этот поход, как наиболее сложный среди наших летних выездов, пошли старшие и подготовленные ребята. Ведь маршрут предстоял на высотах от 1800 до 2806 м, а это означает палящее солнце днем и близкая к нулю температура ночью. И недостаток кислорода, который заметно ощущается в первые дни на подъемах. Все началось как обычно. Прибыв утром к егерскому посту (кордон Лаго-Наки), расположенному как раз на границе заповедника, и купив билеты, мы еще раз проверили снаряжение и экипировку, а она должна была закрывать нас от солнечных лучей полностью – оставленный открытый участок тела означает сильный ожог. И вот в путь. Идти поначалу не просто, от прошедших перед нами дождей в воздухе избыток влаги, дышать тяжело и мы быстро пропотели насквозь. Это неудобство продолжалось первые пару часов пока мы не поднялись на альпийские луга, где был свежий ветерок, а открывшийся вид отвлек внимание от всяких мелких неудобств. Был конец августа, а в карстовых воронках, в большом количестве встречавшихся на пути, все еще лежал снег. Да и сам альпийский пейзаж был удивительно весенним из-за большого разнообразия цветущих трав. И вот, наконец, мы подошли к первому ручью пересекающему тропу и сбегающему со склона горы Абадзех. Здесь у нас обычно обед. На расстеленном куске полиэтилена быстро появились домашние припасы – то, что в списке продуктов к походу значится как «скоропорт». Впрочем, все это также быстро и исчезло – все успели изрядно проголодаться. На сегодня нам предстояло пройти еще часа полтора, и мы разбили лагерь у подножия горы Блям, через которую проходит путь на вершину горы Оштен – высшую точку нашего похода. Но это будет только завтра, а пока мы разбили лагерь и пошли на большой снежник дающий начало ручьям, бегущим мимо лагеря и уходящим в землю в одной из карстовых воронок. Дров нам запасать не пришлось, поскольку их просто неоткуда было взять, да и нельзя было по правилам пребывания в заповеднике. Так что мы достали армейские рационы и разогрели чай на газовых горелках. В горах темнеет быстро, и сразу после ужина одевшись по теплее, а некоторые, закутавшись в спальники, сели в круг и провели несколько «жарких» раундов в «мафию». Ночью нас по обычаю посетили мыши, или кто-то на них похожий, но опытных «походников» это мало озаботило, и все хорошо выспались. Утром был ранний подъем, ведь нам надо было до 11 часов успеть подняться на Оштен, иначе вершину закроет тучами, и мы не увидим потрясающей панорамы плато. Быстро позавтракав рационами, мы наполнили все фляги и бутылки водой, и налегке двинулись в путь. Подъем на Оштен всегда интересен, тут и снег, и камни, среди которых множество древних окаменелостей, и горные серны, живущие на склонах горы. Поднявшись на вершину без происшествий и «по графику», мы с удовольствием напились воды с растворимыми напитками «Адаптон», взятыми из армейских сухпайков. Отдохнув на вершине и проведя обязательную, в таких случаях, фотосессию, мы еще минут двадцать осматривали окрестности, ведь с вершины все плато было как на ладони, а всех новичков интересовал предстоящий маршрут и места стоянок. Вполне удовлетворившись увиденным, мы пошли в обратный путь в лагерь. Как обычно, многие вновь убедились, что подъем, все-таки, легче затяжного спуска. Вторая ночевка предстояла в долине реки Це-Це, а это было ниже уровня альпийских лугов на лесной поляне. Эта поляна находится за границей заповедника, и мы насобирали большую кучу дров, так как вечером нам предстояли новые «сражения» в «крокодила» и «мафию», да и проигравшие в прошлый вечер требовали реванша. Кроме этого, костер был настоящим спасением от целого полчища мелкого гнуса, который совершенно бессовестным образом облеплял открытые участки тела, особенно лицо уши и шею. Погода нас баловала, было сухо, и ясное ночное небо было усыпано яркими и, кажущимися такими близкими, звездами. Да к тому же именно в эти августовские ночи земля проходила сквозь метеорный поток Персеид и мы, то и дело, наблюдали «падающие звезды» яркими треками разрезающими и без того сверкающее небо. Утром третьего дня выпала большая роса и путь на речку для утренних процедур сквозь заросли борщевика напоминал тропические джунгли в сезон дождей. Но это было не столь впечатляющим, как купание в студеной воде горной реки берущей начало на ледниках Оштена. А на сегодня был запланирован радиальный выход к озеру Псенодах и в окрестности Фишт-Оштеновского перевала. Само озеро Псенодах расположено в низине и через него проходят маршруты на перевалы Фишт-Оштеновский и Майкопский. Форма озера напоминает полумесяц и большая его часть имеет ровное дно и небольшую глубину, но его южный край глубокий и имеет одну интересную особенность. Двадцать лет назад, когда автор был в тех местах в первый раз, дно в южной части озера оканчивалось небольшой воронкой, куда уходила поступающая в озеро со склонов вода, но сейчас воронка оказалась заваленной камнями и из неё наоборот вода понемногу выходит. Это видно по поднимающемуся от брошенного камня илу. Такое вот наблюдение. Ну а мы, накупавшись в озере, пообедав и осмотрев, как следует, окрестности, пошли в обратный путь. Остаток дня потратили на общелагерные работы и огромную кучу дров – как-никак, последняя ночь в походе. Все прошло на удивление спокойно, было тихо, и даже обычных ночных звуков почти не было слышно. Только шум реки внизу и падающие с редким шипением «звезды». Утро четвертого дня было свежим и чистым. Солнце еще не выглянуло из-за хребта, и можно было пока не прятать лицо, уши и руки от его палящих лучей. После зарядки и утренних водных процедур мы сразу засобирались домой. Собрали лагерь, позавтракали крайний раз сухпайками и, взвалив на усталые плечи, изрядно полегчавшие рюкзаки, отправились в обратный путь. Предстоял долгий путь вверх на плато и пятичасовой переход до егерского поста, где нас ожидал автобус. Прощай, долина реки Це-Це! Прощай, Лаго-Накское нагорье! До новых незабываемых встреч!