Юношам

Рубрика - вопросы Архимандриту Рафаилу (Карелину)

О покаянии и исповеди 

Феодор спрашивает:

Значит, каяться во всех грехах все-таки хорошо. И в тех, которые смыты и прощены. Так ли?


Архимандрит Рафаил отвечает: 

Феодор!

Бог простил нам наши грехи в таинстве крещения, однако импульсы и действия греха сохраняются в нашей природе, поэтому надо всю жизнь бороться с грехами и страстным состоянием души.

Началом всех страстей является гордость; она поразила всех людей без исключения, поэтому память о соделанных грехах, в каком возрасте и периоде жизни они ни были бы совершены, служит одним из средств борьбы против грехов, а также для приобретения смирения, необходимого для спасения.

Поэтому хотя в крещении Господь простил наши грехи, но мы не должны забыть, что они могут легко повториться.

Помоги Господи!

Надежда спрашивает:

Уважаемый отец Рафаил, благословите! Прошу Вас ответить, если будет возможно, на такие вопросы.

1) Последние несколько лет исповедуюсь примерно следующим образом: перечисляю грехи, которые действительно есть (гордыня, сквернословие и др); но всегда они одни и те же. Бывает на один-два больше. Но а так один набор. Как мне правильно к этому относиться? Я не знаю, справляюсь ли я со своими грехами или нет. Скорее всего, нет. Молюсь, чтобы не было больших!

2) Мой супруг ходит на Богослужения, но причащается только на Рождество и на Пасху. Он говорит, что не может: недостоин. Этого ему достаточно. Моя бабушка причащается так же редко. Это хорошо или надо побуждать себя готовиться чаще и причащаться чаще?

3) Отче Рафаил, как относиться к власти в России? Есть и крайне негативные мнения в интернете, и излишне позитивные на телевидении. Когда думаю об этом, понимаю, что недостаточно правдивой информации.

Прошу Ваших молитв о болящей рабе Божией Нине со сродниками.

 
Архимандрит Рафаил отвечает

Надежда!

1. В первородном грехе Адама, который можно назвать мятежом против Бога и подобием греха сатаны, заложены семена всех грехов, и этот страшный потенциал генетически передается из поколения в поколение. После распятия Христа Спасителя положение изменилось в видимом и невидимом мирах: В метафизическом плане человек перестал быть рабом греха, обреченным на вечную гибель, собственностью сатаны и пленником ада. В физическом плане, то есть в земной жизни, он укреплен благодатью Духа Святого, освящающей его через веру и Таинства и дающей силы бороться с грехом. Однако, сам грех, с его динамичными проявлениями, оставлен, как необходимое испытание для человека.

Некоторые недоумевают: Господь искупил нас, а грех действует – как это понять? Грех въелся в существо человека, и физически уничтожить грех, значит, уничтожить саму природу человека. Это было бы не искуплением, а заменой одного человечества другим, как бы всемирным потопом, только без Ноева ковчега. Адам спасен, но не механически, не так, как если бы он заснул грешным, а проснулся праведным. Адам согрешил как личность и поэтому в деле спасения людей должна соучаствовать личность человека. Чтобы очистить природу человека, надо не уничтожить ее, а активно бороться с грехом. Адам добровольно принял грех, а теперь каждый человек, ищущий спасения, должен добровольно вести борьбу с грехом, тогда благодать Божия будет иметь возможность спасать человека, не вторгаясь насильственно в область его свободной воли.

У людей души по природе одинаковы, поэтому и грехи наши похожи друг на друга. Духовное исправление и рост обычно идут медленно и постепенно, поэтому не удивительно, что наши грехи, ставшие привычкой, сразу не исчезают, а упорно повторяются. Но в этой борьбе с грехом, в падении и покаянии укрепляется направленность человеческой воли, он формируется как нравственная личность. Грех из властителя стал искусителем.

Поэтому, сколько бы раз вы не согрешили, не унывайте, не падайте духом, а снова молитвой и усилиями воли сопротивляйтесь греху и боритесь с ним. Сколько бы раз не пали, спешите на исповедь: ведь больной не стыдится показывать врачу свои незажившие раны. Спасение – это исцеление. Грех до конца на земле нельзя искоренить; полное здравие души – это реалия будущего века. Но желание человека спастись, его усилия жить по евангельским заповедям и законам совести, уже являются спасительным состоянием, а не доконченное и недостающее восполнит благодать Божия.

2. Редкое причащение показывает холодность человека к Богу. Молитесь, чтобы Господь дал вашему супругу пережить благодать во время этого великого Таинства, почувствовать, что Бог это свет, а отдаляться от света, значит, пребывать в духовной тьме. Душа без Причастия, исповеди и покаяния грубеет и как бы дичает.

Насчет тех, кто удаляется от Причащения под предлогом своей греховности, святой Димитрий Ростовский пишет, что это хитрость демона: «Ты болен грехами – спеши к врачу, а не убегай от него».

Можно побуждать супруга чаще причащаться, но это делать очень деликатно, так как здесь не должно быть давления и насилия. Насильственно принятое Таинство не приближает, а отдаляет человека от Бога.

3. Мне кажется, что христианину нужно больше заботиться о спасении души и вечной жизни, чем о том, что происходит в мире и о событиях, которые от него не зависят.

Призываю Божие благословение на вас и ваше семью. Молитвенно желаю выздоровление р.Б.


Возврат к списку