Юношам

Рубрика - вопросы Архимандриту Рафаилу (Карелину)

О борьбе с гордостью 

Вадим спрашивает:

Христос Воскресе, дорогой о.Рафаил!

Батюшка подскажите что нужно делать при таком искушении: на меня иногда очень сильно нападают помыслы неверия, как я заметил это всегда происходит на почве охлаждения сердца ко всему духовному. Получается странная ситуация - то что раньше тебя побуждало верить в Господа совершенно перестаёт чувствоваться и ты остаешься с одними холодными умственными убеждениями, при которых действовать по вере весьма трудно. Причем это состояние (помыслы неверия) сопровождается еще непонятным физическим даже ощущением - какое-то сдавливание внутренностей. Мне кажется что это - нападение беса, потому что в добавок к помыслам неверия, появляется какая-то неестественная холодность ко всем ближним, самозамкнутость, гордость и вообще всё начинает казаться в черном цвете. Самое удручающее еще, что в это время связываются все силы для молитвы (помысел неверия как бы так говорит: Бога нет, кому ты собираешься молиться?).

Как Вы думаете можно ли по самому состоянию сердца (страдание/покой) определить ложность внушаемых помыслов и не разбираться далее в существе помысла умом?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Воистину Воскрес Христос! Уважаемый Вадим! Такое состояние называется грехом уныния. Надо усилием воли держать свой ум в молитве и, не разбирая помыслов, отвергать их. Можете прочитать во 2 томе Добротолюбия как бороться с унынием.

Роман спрашивает:

Здраствуйте о.Рафаил. Как вы считаете мирянин, который хочет молиться больше, т.е. читать Иисусову молитву, Псалтирь, например днём, можно установить по мере сил- дневное правило? Не есть это в миру проявление гордости и прочего зла? Сейчас так мало опытных духовников, а молиться душа хочет, ей приятно изучать Писания, читать Псалтирь, молиться мало помалу Иисусовой молитвой. Каково Ваше мнение?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Роман! Иисусова молитва дана не только для монахов, но и для мирян. Псалтирь была любимой книгой древних христиан, по ней они учились грамоте. Поэтому читайте Иисусову молитву и Псалтирь без сомнения. Если молитва произносится с покаянием, то она не может ввести человека в гордость, как не может нищий гордится тем, что он просит милостыню. Мы видим людей, которые вообще не молятся, но очень горды. Советую вам прочитать 1-2 том сочинений святого Игнатия Брянчанинова, которые помогут вам избежать отклонения в молитве. Правило можно назначит себе условно, а не как взятое обязательство. Храни вас Господь.

Роман спрашивает:

Здравствуйте архимандрит Рафаил, благословите. Перед Иисусовой молитвой произношу чин, т.е. от “Молитвами…” до “Отче наш…”. Всегда ли этот чин соблюдать на домашней молитве, или иногда, желая скорее перейти к самой Иисусовой молитве, опускать этот чин? Заранее благодарю.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Если вы читаете Иисусову молитву непосредственно после утреннего, вечернего, или других правил, то можно не повторять начальных молитв, а в других случаях следует начинать Иисусову молитву ими. Заменять другие молитвы Иисусовой молитвой надо осторожно, когда Иисусова молитва сама возникает в сердце. Призываю на вас Божие благословение.

Маргарита спрашивает:

Уважаемый отец Рафаил! Мне очень нужен Ваш совет и помощь. Меня одолевают муки ревности к любимому человеку. Из-за своей ревности я все время порчу с ним отношения. В добавление к этому на ум приходят не очень добрые мысли, я бы даже сказала черные. Мне плохо от этого, от этих мыслей. Иногда мне кажется, что во мне живут два человека, один хочет избавиться от этого порочного чувства, очиститься, а другой подогревает это чувство, разжигает его. Объясните, что такое ревность с точки зрения Православной веры и как с этим бороться, как избавиться от этого. С помощью какой молитвы. И еще прошу благославить меня. Храни Вас Бог.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемая Маргарита! Ревность одна из самых сильных страстей, под действием которой совершалось много преступлений, вплоть до убийства и самоубийства. Основа ревности – гордость, как чувство собственника, которому другой человек должен принадлежать целиком, по какому то несуществующему праву. Вторая это душевная, слепая любовь, которая самого человека превращает в раба страсти. В ревности сочетаются еще две других страсти: подозрительность и мстительность, поэтому ревность может буквально иссушить человеческую душу. Каждая страсть имеет момент наслаждения, даже гнев и ярость, и человек отдается ревности как бурному потоку, который несет его неизвестно куда. С христианской точки зрения ревность противоположна любви, так как любовь не ищет своего, а ревность с гипертрофированной бдительностью следит за тем, чтобы не потерять того, кого она считает своим. Жизнь с ревнивым человеком делается мучительной. Каждый взгляд, каждое слово может быть истолковано как скрытая измена, и оба лица находятся в постоянном психическом напряжении. Чтобы бороться с ревностью надо переменить свое отношение к Богу, людям и себе самой. Духовная любовь изгоняет ревность, поэтому надо искать ее через дела милосердия и молитву, в том числе молитву о той женщине, к которой вы ревнуете. Очень полезно при наличии этой страсти помнить о смерти, о том, что здесь на земле все кончается и разлука неизбежна; но чистая любовь соединяет людей в будущей жизни, а ревность, как всякое зло и грех, разъединяет их навеки. Ревность это испытание, данное вам, с которой вы должны бороться. Иоанн Лествичник пишет, что люди гневливые, но победившие гнев, получают большую награду, чем негневливые по своему характеру. Тоже можно сказать о ревности. Победив ее вы взойдете сразу на несколько ступень духовной лестницы. Молитесь святому апостолу Иоанну Богослову чтобы он погасил огонь ревности в вашей душе духовной любовью. Призываю на вас Божие благословение и желаю стать победительницей.

Андрей спрашивает:

О.Рафаил! Святые,как известно,были людми смиренными,но почему апостолы и другие святые утверждали что Св.Дух говорит через них? Не признок ли это гордости? Лично я веру что Дух Святой говорил через них,но мне не ясно как будичи смиренными они дерзали о себе так говорит.

Помогите разобраться

Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей! Святые имели внутреннее извещение о действии Духа Святого. Гордость – приписывать духовные дары своему личному подвигу, а не благодати.

Юрий спрашивает:

Отец Рафаил! Помогите разобраться. Пять лет назад отца прооперировали по поводу рака. Был Великий Пост. Я кроме "Отче наш" ничего не знал и не понимал. Но мама держала посты и приучала меня. Испугавшись за отца, я упал перед иконами на колени и сказал Господу, что если отец будет жить, то я стану всю жизнь всегда (и не во время постов) поститься. Слова я не сдержал. Отец прожил после операции год. Слава Богу, умер спокойно, как уснул, за семь дней до смерти исповедался (впервые в жизни) и причастился. Теперь мой обет не дает мне покоя. Тем более, что именно смерть отца подтолкнула меня на путь спасения. Уже больше года я не ем мяса (оставил его по нескольким причинам - пришло осознание необходимости поста плюс возраст и проблемы со здоровьем). Но сейчас, когда с Божьей помощью стараюсь измениться, не знаю, что делать. С одной стороны, очень хочу сдержать слово, данное Богу. Но боюсь, что здесь -гордость. Разум подсказывает, что, скорее всего, Господу будет угоднее, чтобы я не строил из себя великого постника (он ведь видел мое сердце и тогда, видит и сейчас), а шел срединным путем - сохранял воздержание (без возврата к мясу) и соблюдал посты по Уставу. Рассудите и благословите.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Юрий! Советую вам попросить священнослужителя прочитать молитву «О в запрещении сущих» и изменить обет на другой, посильный вам. Призываю на вас Божие благословение.

Валерий спрашивает:

Здравствуйте отец Рафаил.Мне долгое время наводят порчу.Сейчас я умираю от этого.может еще сойду с ума ,может покончу с собой.прошу Вас умолите Господа избавить меня от этих искушений.Знаю что воля Господа спасительная,но я уже за той гранью когда чтото может от меня зависеть.А если я умру значит не спасусь .Не знаю как это объяснить,но это так.Еще раз Вас прошу умолить Господа.Умоляю Вас отец Рафаил.Простите.Валерий.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Валерий! Читайте каждый день 150 раз в день молитву «Богородице Дево, радуйся», и несколько раз тропарь архистратигу Михаилу. Если у вас имеется масло со святых мест, то делайте им на лбу крест каждое утро и вечер. Некоторые кладут в воду камни, привезенные со святых мест, пьют эту воду и умываются ей. При сильных приступах читайте первые слова псалма: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица его ненавидящии его». Хорошо, если вы найдете духовного отца, у которого вы были бы в полном и беспрекословном послушании. У преподобного Серафима Саровского был послушник, дворянин Николай Мотовилов, которому за гордость было попущено одержимость демоном. Но он терпел, и по молитвам преподобного Серафима полностью исцелился. Если будет возможность, то поезжайте к мощам преподобного Серафима. А если нет, то посещайте святые места, недалеко от вас, особенно источники. Принесите перед священником исповедь во всей своей жизни, начиная с детства. Преподобный Илларион Оптинский благословлял перед вычиткой приносить такую исповедь. Молитесь по четкам святым мученикам Киприану и Иустине, хотя бы по пол четки в день (50 раз). Желаю вам милости Божией. Прошу ваших молитв за себя.

Возврат к списку