Юношам

Несколько слов о Семи Церковных Таинствах

Только принимая участие в Святых Таинствах Христовой Церкви, можно очиститься и прийти к вечной радости. Через них Сам Господь Благодатью Своей, укрепляет человека.

О каждом из Семи Таинств написано большое количество книг, и каждое рассмотрено Святыми Отцами, подвижниками благочестия и богословами со множества глубочайших сторон, поэтому мы всего лишь в нескольких словах напишем про каждое Таинство, чтобы показать необходимость участия в них каждому человеку, ежели он [человек] возжелал наследовать Небесные Блага и получить вечную блаженную жизнь.

Таинством Крещения человек заново рождается свыше. Сам Христос сказал нам об этом, через апостола Иоанна Богослова: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия; если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие; Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3: 3, 5, 6). В Царствии Небесном не будет ничего плотского, а посему каждый должен родиться свыше от Духа, ибо сказано, что в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф. 22: 30). В будущей жизни человек хоть и будет иметь тело, но плотских греховных желаний иметь не будет. Адам был изгнан из рая за ослушание, и первородный грех прародителей остался на всех последующих поколениях людей, и только Святое Крещение, смывает великий Адамов грех и дает возможность человеку в будущем веке насладиться неизреченными Божественными неоскудевающими дарами.

За Таинством Крещения совершается Таинство Миропомазания. В этом Таинстве верующему, при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возвращающие его и укрепляющие  в духовной христианской жизни. Человек, помазанный святым миром, освящаясь, получает возможность принимать в себя Божественную Благодать.

Таинство Крещения омывает человека от всех его грехов. Но человек, имея много пороков и страстей, имея греховную природу своего падшего человеческого естества, которую он унаследовал за грех прародителей и, имея слабую волю, продолжает грешить и после Святого Крещения. Не войдет в Царствие Небесное ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи (Откр. 21: 27), и никто имея страсти и грехи, туда не войдет. Поэтому, зная человеческое греховное естество, зная, что человек сколько живет, столько грешит, Господь дает нам Таинство покаяния.

Таинство Покаяния, дает возможность человеку постоянно омывать себя от грехов. Приходя на исповедь к Богу, человек Благодатью Святого Духа, через действующего священника, очищается от грехов. Господь дал власть Святым Апостолам прощать людские грехи сказав: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20: 23), и еще: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18: 18). Апостолы передали эту власть другим, поставив епископов и священников. И с тех пор, власть отпускать грехи, данная Самим Богом, переходит от поколения к поколению. Поэтому неверно думают те, что можно и без Таинства Покаяния, получить отпущение в грехах. А так как не войдет в Царствие Небесное ничто нечистое (Откр. 21: 27), то и человек не омывший себя покаянием останется вне.

Таинство Причащения помогает человеку бороться со страстями и грехами, ибо в этом Таинстве, человек причащается Истинного Тела и Крови Господа Иисуса Христа. В этом Таинстве человек соединяется с Самим Богом, соединяется со Христом и становится причастником Божественной Благодати.

Вот, что говорит Григорий Богослов: Священнейшее Тело Христово, когда хорошо приемлется [т.е., когда человек достойно принял в себя Святые Дары], для воюющих является оружием, для удаляющихся от Бога — возвращением, немощных укрепляет, здоровых веселит, болезни лечит, здоровье сохраняет, благодаря ему мы легче исправляемся, в трудах и скорбях делаемся более терпеливыми, в любви — более горячими, в знании — более утонченными, в послушании — более готовными, к действиям благодати — более восприимчивыми.

Благодатью Святого Духа, на Божественной Литургии, хлеб и вино невидимо пресуществляются, т.е. превращаются в Истинное Тело и Кровь Христа.

В VIII веке в Итальянском городе Ланчано произошло величайшее чудо, когда на Божественной Литургии за сомнения священника, хлеб стал видимым образом Телом, а вино Кровью Господа нашего Иисуса Христа.

Чтобы понять как сие великое Таинство помогает человеку в борьбе со злом, расскажем, немного о самом зле и о том, кто собственно подвиг человека на сотворение зла.

Зло не было создано Богом. Зло - продукт свободной воли разумного существа. Впервые зло появилось до появления человека.

До создания земли со всем на ней находящимся, Господь создал в служение Себе сонмы Небесных Сил Бесплотных. Тысячи тысяч разумных существ, наделенных свободной волей, и призванных к воспеванию Творца и служению Ему. Создав их, Господь поставил над ними высшего ангела - Денницу. Но, имея разум и свободную волю, Денница возгордился, и захотел сам стать Богом, за что Господь, разгневавшись на него, низверг его с неба. Вместе с собой Денница увлёк треть всех ангелов. Из Денницы он превратился в диавола, а ниспавшие ангелы стали бесами. Лишившись Бога и Его света, они из красивейших существ, превратились в страшных и мерзких тварей.

Отпав от Бога они стали носителями зла и противниками Творцу. Созданный Богом после человек, будучи любимым творением Господа, стал ненавистен им, ибо он получил свет и блаженство, которого они лишились. Ниспавший Денница, диавол, позавидовал человеку. Сам, потеряв Божественное достоинство и чистоту, решил и любимое Божие создание лишить вечного блаженства. Нестерпимо ему было видеть человека, ходящего в раю. Из истории мы знаем повествование бытописателя Моисея о первом грехе человека: змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3: 1-6). Диавол под образом змея искусил Еву, а через нее и Адама.

С тех пор, оскверненная грехом человеческая природа стала подвержена тлению и смерти, а сам человек, однажды покорившись диаволу, стал соучастником зла. Священное Писание дает нам представление о зле, которое человек творил на земле, о всемирном потопе, о городах Соддом и Гоммора и о многих других нехороших человеческих злодеяниях.

Теперь ясно, откуда пришло к человеку зло. Оно пришло от диавола и слуг его - бесов.

Церковь, Святые Таинства и все святыни, освященные в Церкви Христовой, будучи невещественным огнем для злых духов и диавола, опаляют их, защищая человека.

Схиигумен Савва (Остапенко) в своей книге Опыт построения истинного миросозерцания вот что пишет:

"Во время Божественной Литургии совершается всемирная Жертва - та Жертва, которая две тысячи лет назад была принесена вне града Иерусалима за весь род человеческий, и на престоле лежит то же Тело Христово, Которое истекло Кровью на Кресте, в третий день воскресло и село одесную Отца. Но эта Жертва, которую во время Литургии Господь наш Иисус Христос приносит в лице священника Богу Отцу, Бескровная. За тех, кто принял Святое Крещение и является членом Христовой Церкви.

Одна жещина, известный врач-психиатр, глубоко верующая, богословие знающая, сидела однажды в храме во время Литургии на скамеечке. Ей уже за 80 лет, и у нее больные ноги. "И вдруг, - рассказывает она, - когда диакон провозгласил "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносите", я увидела свое тело сидящим на скамеечке, а сама очутилась в алтаре. Там вокруг престола находились огненные Херувимы и Серафимы и стояли в благоговении святые. Священик спокойно читал молитву, а когда возгласил "Твоя от Твоих...", то хор запел "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи..." Священник поднял руки и трижды читал молитву Святому Духу - просил, чтобы Он сошел на Святые Дары. Затем осенил их крестным знамением, и в этот момент произошло преосуществление хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христову (хотя Тело и Кровь Христовы оставались покрыты хлебом и вином), и великий огонь снизошел на них и священник был весь в огне. Священник брал нож и дробил Тело Христово на мелкие части, сам принимал Его, а остальные высыпал в чашу, и вся чаша тоже была в огне. А когда вышел к народу и сказал: "Со страхом Божиим и верою приступите", - искры из Чаши полетели на людей и только на некоторых опускались, и священник давал каждому огонь. Причащение кончилось, хор запел Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, и я оказалась сидящей на своем месте".

Здесь мы видим, что Господь на малое время открыл тайну Евхаристии, Вечери Любви, которая совершается во время Божественной Литургии."

Таинство Причащения имеет величайшую силу. Святитель Димитрий Ростовский так говорит о великом святом Таинстве Причащения: Когда мы кладем железо в огонь, то оно скоро раскаляется. Человек подобен железу, а Тело Христово есть огонь попаляющий, и когда человек соединяется в святом Таинстве Причащения со Христом, он становится огненным. И как больной глазами не может смотреть на солнце, так бесы не могут взирать на того, кто достойно принял Тело Христово.

С каким благоговением надо относиться к святому Таинству Причащения, видно на следующем примере. Один юноша нерадивой жизни зашел в храм, не имея страха Божия, причастился, затем вышел в боковые двери, проходя через сад, выбросил там Тело Христово. Садовник заметил это, поднял Святые Тайны, осторожно открыл улей и положил их к пчелам. На другой день приехал епископ и ему доложили об этом случае. В облачении, с диаконом и хором, епископ прибыл в сад, все сделали три земных поклона перед ульем, когда открыли его, оттуда вылетел рой пчел и образовал Крест и в центре - Око Божие. Из воска пчелы сделали часовенку, маленький гробик и положили в него Тело Христово. Все это взяли, принесли в храм, и пчелиный рой так же крестообразно сопровождал их до самого входа.

Ко Святому Причащению нужно серьезно готовиться, чтобы достойно принять в себя Самого Христа. Вот, что пишет божественный апостол Павел: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11: 28, 29, 30).

Как готовиться ко Святому Причащению?

В духовной жизни все взаиомосвязано. Духовная жизнь подобна огромной лестнице, возводящей человека на небо. Невозможно сразу оказаться наверху, но постепенно, прибегая к помощи Божией, нужно восходить по ступеням вверх. Духовная жизнь так необъятна, что невозможно в сем малом рассуждении вместить невместимое, поэтому предлагаем Вам прочитать Беседы о духовной жизни Схиархимандрита Авраама (Рейдмана), в которых, он затрагивает различные аспекты духовного делания:

Беседы о духовной жизни | Схиархимандрит Авраам (материал готовится к публикации).

Духовная жизнь - это прежде всего внутренняя борьба со злом при помощи Благодати Божией и собственных понуждений себя к добру.

Ниже предоставим Вам небольшое повествование о страстях, и о том, как с ними бороться.

О борьбе со страстями.

Бесы, отпав от Бога и потеряв Его Благодать, так погрязли во зле, что возненавидели любые проявления Святости лютой ненавистью, и готовы уничтожить в своей злобе все вокруг и человека, как Образ Божий, в том числе. Как свет просвещает, так тьма омрачает. И вот всю свою злобу демоны пытаются выместить на человека, совратить его, и соделать таким же злым, какими они сами стали. Господь Иисус Христос Своими страданиями и смертью победил зло, и Его заслугами перед Богом Отцом нам дается Благодать Святого Духа, получаемая в Таинствах Православной Церкви. Благодать Божия, являясь невещественным огнем для злых духов, защищает человека и дает ему силы бороться с этими падшими созданиями.

Жизнь православного христианина - война и брань со злыми духами, которые непрестанно искушают человека, и людей, живущих нерадиво (не соблюдающих Заповеди и Церковные уставы, не участвующих в Таинствах), не говоря уже о неверующих и некрещеных, ввергают в пучину грехов и страстей, предлагая временные удовольствия и наслаждения. И апостол Павел говорит, что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6: 12), и каждый истинно православный христианин, вступив на поле битвы, надеется только на Помощь Божию и знает, что своими силами победить зло, страсти и пороки в себе не может, потому что есть злые, отпавшие от Бога ангелы, постоянно на него воюющие, и собственная слабая воля, нуждающаяся в постоянной поддержке Свыше.

Вот потому, Таинство Причащения так необходимо каждому. Как можно чаще прибегая к нему, достойно подготовившись (очистив свою совесть покаянием, приготовив себя молитвой, постом, добрыми делами), человек получает защиту и помощь от Бога - Его Божественную Благодать, которая действуя в человеке (при благом человеческом произволении, устремлении и желании творить волю Божию и понуждению себя на всякое доброе дело), сохраняет его от конкретного зла - бесов, укрепляет падшую волю, искореняет греховные привычки, страсти, помогает бороться со злом в себе и вне, наставляет на истинный путь, возвращает через грех потерянные добродетели, помогает творить добро, не мыслить зла, всех любить.

Таинство Елеосвящения (Соборование) совершается при болезни человека. Через это Таинство Господь по вере человека исцеляет его от болезни и прощает грехи, по слову апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5: 14).

Таинство Брака (Венчание) дарует Благословение Божие на венчающихся, соделывает пред Богом их союз законным, и незримо соединяет двоих людей по слову Писания: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19: 5-6).

Таинство Священства дает человеку сугубую Благодать от Бога, как сказано, немощных врачующую и оскудевающих восполняющую, т.е. на священника Господь в изобилии изливает Свою Благодатную Силу и через него раздает Ее другим людям, по вере их.

Имея безсмертную душу, подумаем же о жизни вечной!

Страшный Суд и Всеобщее Воскресение.

Приведем во свидетельство сей великой тайны откровение, бывшее Григорию, ученику преподобного Василия Нового:сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.  (Мф. 25: 34, 35-40),

А грешникам воскликнет: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.  (Мф. 25: 41, 42-45), там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22: 13).

Нынешняя земля и все что на ней сгорит в огне, и потом будет новая земля и новое небо, где не будет никакого зла, ибо зло будет уничтожено, но будет вечная радость для праведников.

Имеющий уши да слышит, и имеющий разум да уразумеет, что нынешняя земная жизнь дана ему для стяжания Благодати Всесвятаго Духа, для приготовления себя к вечной светлой, радостной, блаженной жизни.

Итак, очистимся же и омоемся Благодатью Божией!

Время атеизма и безбожья прошло. Нет гонений на Церковь Христову. Каждый желающий может прийти ко Господу и сказать: Боже, не имею ни веры настоящей, ни дел добрых, ничего в себе хорошего не имею. Прости меня за все зло, кое я совершил, и помоги мне. Настави меня на путь Истины Твоей, даруй Благодать Твою и укрепи веру мою, не остави грешнаго раба Твоего на погибель и муку вечную. Но да возсияет Свет Твой Присносущный в сердце моем, и да сподобиши меня вечной неизреченной блаженной жизни во Царствии Твоем.

Заключение.

Высший смысл жизни для человека - достижение христианского совершенства, любви к Богу и ближнему, путем стяжания Благодати Божией, пребывание в человеке Всесвятаго Духа, Богообщение, когда человек явственно ощущает присутствие Бога внутри себя. Когда через принятие в себя Христа, посредством Святого Причащения, и постоянной молитвы, он уже здесь на земле становится причастником вечности, причастником и наследником вечной жизни.

Пройдя длинный путь совершенствования (длящийся порой многие годы и десятилетия), путь борьбы со своими грехами, страстями и немощами, прилагая посильные труды и получая помощь Свыше, человек, испытанный многими скорбями и искушениями, по милости Божией накапливает в себе Его Благодать, которая постепенно преображает человека, меняет его, очищает от всего скверного, и жизнь для него становится раем. Человек преисполняется Любовью ко всему Божьему творению, ко всякому человеку, ко всякой твари. И там где эта Любовь - уже нет места греху, страсти и пороку.

Смерть перестает существовать для человека, потому что он, Благодатью Божией обретает веру, и понимает, что смерти нет, что смерть - это мост в жизнь. Смерть - миф неверующего человека, человека, не просвещенного учением Христа, человека, живущего лишь одной пустой мирской жизнью, в которой значатся только накопление богатства, карьера, слава, человекоугодие, услаждение плоти во всех своих проявлениях и больше ничего. Смерть - миф человека, не знающего Истинного Бога, не ведающего, что Истина - это Христос, что Истина - это жизнь во Христе и со Христом, что Истина - это вечная жизнь, вечная Любовь, вечное блаженство и вечная радость!

Да сподобимся и мы, многогрешные, Господи, этой жизни, Любви, блаженства и радости во Царствии Твоем.

И да воскликнем со Апостолом Павлом: "для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Флп. 1: 21). Аминь

Страшный Суд будет поистине Страшным для нераскаянных грешников. Для тех кто, грешил, но не каялся в своих грехах. Для тех, кто упорствовал в своем неверии и отрицал Бога Отца, Сына Его Иисуса Христа, и Бога Духа Святого.

Перед Страшным Судом состоится Всеобщее Воскресение. Все люди от Адама, воскреснут в новых телах, нетленных. В тот день горе будет грешным в муку вечную отсылаемым, все их дела обличатся друг перед другом и перед всеми Силами Небесными, ибо по слову Господа нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы (Лк. 8: 17), и в тот день будет так. Позорище и стыд будут неимоверные.

Придет Судия Господь наш Иисус Христос, и воздаст каждому человеку по делам его. Праведникам даст обещанное блаженство, а грешников и диавола с слугами его - бесами, низвергнет в преисподню, на вечные муки.

Скажет Господь праведникам: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.  (Мф. 25: 34, 35-40),

А грешникам воскликнет: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.  (Мф. 25: 41, 42-45), там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22: 13).

Нынешняя земля и все что на ней сгорит в огне, и потом будет новая земля и новое небо, где не будет никакого зла, ибо зло будет уничтожено, но будет вечная радость для праведников.

Имеющий уши да слышит, и имеющий разум да уразумеет, что нынешняя земная жизнь дана ему для стяжания Благодати Всесвятаго Духа, для приготовления себя к вечной светлой, радостной, блаженной жизни.

Итак, очистимся же и омоемся Благодатью Божией!

Время атеизма и безбожья прошло. Нет гонений на Церковь Христову. Каждый желающий может прийти ко Господу и сказать: Боже, не имею ни веры настоящей, ни дел добрых, ничего в себе хорошего не имею. Прости меня за все зло, кое я совершил, и помоги мне. Настави меня на путь Истины Твоей, даруй Благодать Твою и укрепи веру мою, не остави грешнаго раба Твоего на погибель и муку вечную. Но да возсияет Свет Твой Присносущный в сердце моем, и да сподобиши меня вечной неизреченной блаженной жизни во Царствии Твоем.

Да сподобимся и мы, многогрешные, Господи, этой жизни, Любви, блаженства и радости во Царствии Твоем.

И да воскликнем со Апостолом Павлом: "для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Флп. 1: 21). Аминь!


Возврат к списку